ДЮКУН

 

  Жили в одиноком чуме на берегу реки Старик со Старухой. Летом рыбу ловили, зимой в тайге на сохатого охотились, что добывали — тем и питались…

  Долго так жили, состарились, а детей никаких не имели.

  В какой-то один летний день Старик пошел за рыбой, вытащил из воды сети и видит: очень мало рыбы поймалось. На другой день пришел, поднял сети — рыбы еще меньше. На третий день вытащил сети — а в них одна трава и ни одной рыбки.

  Так проверяя по утрам сети, Старик каждый раз видел на берегу маленького Дюкуна[1].

  Рассердился Старик, что рыба не ловится, и говорит ему:

  — Вот ты, наверно, пугаешь мою рыбу?!

  Схватил он маленького Дюкуна, вытащил нож и хотел его убить.

  Вдруг Дюкун говорит ему голосом человека:

  — Ама[2], не убивай меня! Буду твоим сыном!

  Удивился Старик, завернул маленького Дюкуна в одежду, принес в чум и говорит Старухе:

  — Эне[3], вот нашел нам сына. Дюкун сам сказал: «Сыном вашим буду». Нашим языком говорить умеет.

  Старуха положила Дюкуна на оленью шкуру, накормила, потом спать уложила и начала его укачивать…

  Так Дюкун в их чуме жить остался…

  С того дня в сети Старика и рыба стала ловиться: как вытащит сети — а в них рыбы полно, еле успевает ее домой носить.

  Вот прошло какое-то время. Дюкун у Старика со Старухой живет. Как сын у них живет: спит на теплой постели, питается рыбой, никто его не обижает.

  Иногда Старик брал его за пазуху и ходил с ним рыбачить или охотиться в тайге. А когда Дюкун дома оставался — один возле чума играл. И что Дюкун ни делал — все делал молча.

  Долго так жили или недолго, а однажды Дюкун опять голосом человека сказал:

  — Ама, хочу жениться! Найди мне невесту!

  И опять Старик удивился и подумал: «Что делать? Какую невесту Дюкуну искать?»

  Всю ночь он думал, а утром взял полный котелок пурчи[4] и по берегу реки против течения пошел.

  Шел и шел, вот на берегу реки чум увидел.

  Старик зашел в этот чум. В чуме три сестры жили. Он поставил котелок, говорит:

  — Кто хочет выйти замуж за моего сына Дюкуна?

  Никто не захотел есть пурчу. А Старшая сестра сказала:

  — Мы не хотим выходить замуж за твоего Дюкуна.

  Взял старик котелок и домой пошел.

  На другой день с этим котелком он опять пошел вдоль реки невесту искать, но теперь вниз по течению. И опять на берегу чум увидел. И в этом чуме три сестры жили. Старик зашел к ним, поздоровался, поставил котелок с пурчей и говорит:

  — Кто за моего сына Дюкуна замуж выйти хочет?

  Две девушки отвернулись от котелка, а самая младшая взяла ложку и стала есть пурчу. Сестры начали ее отговаривать и оттягивать от котелка. Старшая сестра ее спрашивает:

  — Почему ты хочешь выйти замуж за Дюкуна?

  Но Младшая сестра и слушать ее не хочет: молча ест и ест пурчу. Съела всю пурчу, а пустой котелок Старику отдала.

  Старик взял свой котелок и домой отправился. Идет и песню поет: радуется, что Дюкуну невесту нашел.

  Пришел домой и рассказал своей Старухе, как в одиноком чуме самая Младшая сестра пурчу съела. Старуха тоже обрадовалась: трубку закурила и в бубен колотушкой начала бить.

  Утром старик взял Дюкуна и в чум к трем девушкам принес, на оленью шкуру положил. Две старшие сестры сразу ушли из этого чума и отдельно себе чум поставили…

  Так самая младшая девушка осталась жить с маленьким Дюкуном. Рыбачила и кормила его рыбой, песни ему пела и в постели укачивала, чтоб уснул.

  Вот еще какое-то время прошло… Однажды эта девушка проснулась и видит: в чуме светло, как днем. Она подумала, что очень долго спала и день наступил. Вышла на улицу, но там было темно.

  Она вернулась в чум и увидела: на оленьей шкуре лежит красивый парень и весь светится. Рядом с ним шкура Дюкуна лежит. Девушка подкралась, взяла эту шкуру, потом тихонько вышла из чума и спрятала ее под щепки, где дрова рубят.

  Утром парень проснулся, не нашел шкуру Дюкуна и остался жить, как человек. Покушал, взял стрелы и лук и на охоту пошел.

  А девушка прибежала к сестрам и рассказала, что Дюкун сбросил шкуру и превратился в красивого парня-охотника.

  Старшие сестры не поверили и к ее чуму прибежали.

  Весь день они ждали, а вечером, когда парень вернулся с охоты, увидели: да, красивый парень пришел и добычу принес.

  Позавидовали они сестре и в свой чум пошли.

  Парень с девушкой стали жить, как супруги, любили друг друга и были счастливыми. Парень каждое утро уходил на охоту, вечером возвращался с добычей. Как только он уходил на охоту, прибегали старшие сестры и спрашивали, где она спрятала шкуру Дюкуна. Смеялись над ней, говорили:

  — Мы не верим, что это Дюкун превратился в парня.

  Не выдержала девушка и однажды сказала им, где спрятала шкуру. Сестры тут же из чума выбежали, нашли шкуру и в костер бросили.

  И как только шкура начала гореть, все увидели: в костре стоит тот красивый парень и горит… Испугались старшие сестры и убежали. А парень говорит своей жене:

  — Ты ни в чем не виновата. Такая судьба моя. Меня заколдовал злой дух Харги. Так он не мог меня победить. Это он меня превратил в Дюкуна. — Парень взял стрелу, переломил ее и одну половину, с наконечником, жене отдал: — Если захочешь, то по этой половине стрелы найдешь меня. Наконечник укажет.

  Только успел он сказать эти слова, как тут же в дым превратился, дым поднялся и в небе исчез.

  Горько заплакала девушка, проклиная злых и завистливых сестер за то, что с мужем ее разлучили.

  На другой день она взяла берестяную шкатулку инмэрук[5], положила туда половинку стрелы с наконечником, иголку и оленьи жилы.

  Спрятала шкатулку за пазуху своей парки из шкуры годовалого оленя, посох взяла и в далекий путь отправилась.

  Шла она очень долго, через горы крутые и высокие перешла, через непроходимые леса пробралась. Много сил потеряла, очень устала, пока шла…

  Вот подошла к реке. Попила воды из этой реки, и сразу силы к ней вернулись. Она села на берегу и думает: как же ей на ту сторону перебраться?..

  Когда так сидела, из леса к реке прибежал быстроногий олень и тоже воды напился. У этого оленя почему-то не было хвостика.

  Девушка стала просить:

  — Быстроногий олень, переправь меня на тот берег.

  Олень посадил девушку на спину и на другой берег переплыл.

  За это девушка из лоскутка шкуры ему хвостик пришила.

  Олень очень обрадовался, что теперь с таким хвостиком он будет самым красивым. Поблагодарил он девушку и в лес убежал.

  А девушка дальше пошла…

  Шла, шла она и к другой большой реке пришла, очень широкой и глубокой. Походила она, походила — никак ее не перейти.

  Девушка села на берегу и опять задумалась.

  Долго так сидела-думала и вот увидела: к берегу большой Гусь плывет… Обрадовалась она и стала этого Гуся просить:

  — Братик Гусь, помоги мне переплыть на другой берег!

  Подплыл к ней Гусь и говорит:

  — Перевезу, однако. Садись на спину.

  Девушка села ему на спину, и Гусь к другому берегу поплыл.Девушка села ему на спину, и Гусь к другому берегу поплыл.

  Вышла она на берег и пошила Гусю олочи[6], покрасила их, красной краской дэвэксэ[7], вышила ему на крыльях и на шее белые узоры.

  Гусь увидел в реке свое отражение и от радости загоготал и крыльями замахал, в воде заплескался. Брызги во все стороны разлетелись, заиграли до самого неба разноцветной красивой радугой.

  Радуясь, что Гусь остался довольным, девушка сказала ему:

  — Братик Гусь, теперь все тобой будут любоваться.

  Гусь поднялся в небо и к своей стае улетел.

  А девушка дальше пошла: в ту сторону, куда указывал наконечник стрелы.

  Вот наконечник стрелы опять привел к реке, такой широкой, что другого берега не видно. И людей нигде нет…

  Она пошла по берегу: может, встретит кого-нибудь…

  Шла, шла и услышала голос людской. Прошла еще немного и видит: из лесу идут к берегу люди. Возле берега лодки причалены.

  Подошли они к лодкам и садятся в них: хотят куда-то плыть.

  Девушка стала просить, чтобы они и ее взяли.

  Но человек в белой парке говорит:

  — Торопимся. Сядешь — тяжело будет, лодка медленно поплывет.

  Люди сели в лодки и поплыли, а девушка осталась.

  Вдруг она услышала плеск весла и увидела плывущую одну лодку. В лодке сидела одна женщина. Девушка говорит ей:

  — Возьми меня с собой. Буду грести, сколько сил хватит.

  Женщина взяла ее в свою лодку. Девушка спрашивает:

  — Куда все торопятся?

  Женщина рассказала ей:

  — Слух прошел… На том берегу этой реки чум стоит. В чуме спит молодой парень. Никто разбудить его не может. Какая женщина разбудит — ту и возьмет в жены. Я тоже хочу разбудить.

  Подплыли к берегу и увидели много лодок, а на берегу чум и очень много людей стоят.

  Они нашли место и причалили к берегу свою лодку, вышли из нее и к чуму направились. Когда в этот чум зашли, увидели много других молодых девушек. На постели из оленьих шкур спит молодой парень. Девушки подходили к нему, будили, но он не просыпался.

  Так ни одна из девушек и не разбудила его.

  Вот последней она подошла к парню…

  И как только подошла — сразу увидела: это ее муж спит. Рядом с ним лежит половина стрелы. Она взяла эту половину, достала из шкатулки свою половину с наконечником, приложила к той половине. И когда приложила, две половинки срослись так, будто стрела и не была переломлена.

  Парень сразу зашевелился, открыл глаза и поднялся:

  — Кто меня разбудил? Если старик — будь моим отцом, если старуха — будь моей матерью, если девушка — будь моей женой, — сказал он.

  И тут же увидел свою жену со стрелой в руке.

  Подошел к ней и взял стрелу, потом рассказал людям, как жена по наконечнику стрелы искала его и нашла.

  И люди обрадовались, что это его жена нашла и разбудила. Устроили веселье возле чума и два дня песни пели, танцевали, состязались в борьбе.

  На третий день люди к своему стойбищу поплыли…

  А парень и девушка в чуме на берегу реки жить остались. Долго жили, в тайге на диких оленей охотились, в реке рыбу ловили. Были сытыми и счастливыми, детей имели, а у тех детей — свои дети родились.

  «Они и сейчас там живут», — так, о них старые эвенки говорят.

сказка из книги "Танчами. Сказки народов Севера"

   
 

Мудрый лис

  ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Дюкун — выдра.

[2] Ама — отец.

[3] Эне — мама.

[4] Пурча — крошеная сухая рыба.

[5] Инмэрук — шкатулка, где хранят иголки, нитки, наперсток. Камлание — обряд, совершаемый шаманом.

[6] Олочи — летняя обувь эвенков.

[7] Дэвэксэ — красная каменная краска.

Читайте также: ПОЧЕМУ ОЛЕНЬ БЫСТРО БЕГАЕТ  ДВА ЛЕНТЯЯ  ВОЛЧЬЯ ЛАПА 

0.0191 s